Горшок в форме Венеры Милосской

Дамы и господа! Чрезвычайно важный момент. Я очень рад, что в нашу команду копирайтеров уже приходят и ещё будут приходить мои коллеги, люди с опытом и талантом журналистов. Поэтому очень важно для всех журналистов изначально понять, что копирайтер – не журналист, это совсем другая профессия. 

Условно говоря, журналист отличается от копирайтера так же, как скульптор отличается от гончара. Задача журналиста и скульптора – создать произведение искусства, задача гончара и копирайтера – создать сугубо утилитарную вещь с определенными свойствами под определенные задачи. 

Не нужно давать волю своей музе, не стоит писать для сайта интернет-магазина так, как вы писали бы для толстого глянцевого журнала. Ведь никому не придёт в голову создавать горшок для запекания жаркого в духовке в форме Венеры Милосской. 

Горшок для жаркого должен быть достаточно толстым, чтоб хорошо держал тепло; достаточно низким и широким, чтобы из него было удобно кушать; он должен иметь на поверхности красивую глазурь и орнамент, чтобы его было приятно взять в руки. Но не нужно делать из него Венеру Милосскую! Вас скорее всего не поймут и вернут горшок на доработку. 

Это ужасно больно и обидно, когда приходится брать свою Венеру Милосскую и отсекать от нее все лишнее, не только руки, для того, чтобы сделать из неё горшок. Я через это сто раз проходил. Уж лучше изначально создавать именно горшок, а не Венеру Милосскую. 

Справедливости ради нужно сказать, что примерно одна треть заказчиков понимает и ценит красивые изысканные тексты, но две трети возвращают их на доработку именно с той целью, чтобы избавиться от искусства и добавить утилитарности.
Просто вообразите себя на секунду на месте заказчика. Парень заказал у вас срочно необходимые ему горшки для жаркого. У него, понимаешь, дома гости голодные сидят, и картошка почищенная чернеет, и мясо порезанное обветривается. А вы вместо горшков притаскиваете ему скульптуры, да ещё и пытаетесь доказать, что это – именно горшки…
У него возникает когнитивный диссонанс с непредсказуемыми последствиями. Хорошо, если он вам эти скульптуры об голову не разобьёт. Это здорово, что работа у нас удалённая, и он вас просто не достанет, хотя бы и очень хотел. Но он скорее всего выскажет всё, что о вас думает… И вам скорее всего это не понравится.

Здесь у нас горшечная фабрика, дамы и господа. Мы должны обеспечить массовое серийное производство горшков для того, чтобы зарабатывать живые деньги. Потому, что горшки во все века продавались лучше, чем скульптуры. Хотя и дешевле. Но при массовом производстве горшечная фабрика всегда богаче любого отдельного скульптора.

Разумеется, есть ценители изысков, готовые покупать скульптуры по цене горшков. Но тут уже возникает диссонанс иного порядка: зачем вам стараться, если стараться вам незачем? Лепите горшки, дамы и господа, и заказчики будут вам благодарны именно за это. Им совсем безразлично, есть при этом у вас талант скульптора или нет. Они хотят купить именно горшки.

А скульпторам иногда приходится лепить горшки, чтобы заработать на кусок хлеба. Это – реалии жизни.


Разумеется, я с радостью создам скульптурный цех при горшечной фабрике, поскольку сам мню себя больше скульптором, чем горшечником. Но, согласитесь, на одну скульптуру сейчас найти заказ сложнее, чем на тысячу горшков.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как не надо и как надо писать

Право на демпинг